Сегодня я начну писать про каллиграфию, причём про японскую. Связано это с началом моего обучения.
Итак вначале было слово, а в каллиграфии вначале четыре драгоценности.
Первая драгоценность - кисть, вторая - бумага, третья - тушь и четвёртая - тушечница.
Драгоценность первая - кисть!

Каллиграфия (shodo "путь письма") - искусство красивого письма. Японские дети изучают каллиграфию в начальной школе. Необходимых принадлежностей для каллиграфии больше, чем четыре.

Shitajiki - мягкий коврик, циновка, на которую кладут бумагу, что бы остаток туши впитывался в неё.
Bunchin - пресс папье. Тяжёлая металлическая пластинка или палочка для прижатия бумаги во время письма.
Hanshi - специальная бумага. Она должна обладать гигроскопичностью, исторически это рисовая бумага.
Fude - Кисть. Обычно это две кисти, большая для письма и маленькая дла написания имени художника.
Suzuri - тушечница или чернильница. Обычно делается из камня. В ней растирают или наливают тушь.
Sumi - тушь. Исторически это была твёрдая сажа, полученная из древесины.
Сегодня речь о Fude - первой драгоценности учёного мужа.
"Правильная" кисть кисть должна была иметь большую упругость, округлую форму, не растрепанные волоски и аккуратный острый кончик. Изготовление кисти было довольно кропотливым занятием, и изготовлялась она в семьдесят этапов. Имелось более двухсот видов кистей, для каждого стиля живописи или письма, иногда на кисти пишется стиль или тип иероглифов, для которого она предназначена. Что бы кисти хорошо впитывали жидкость, их делали из волосков шерсти зайца, козла или колонка. Такие кисти хорошо и в достаточном количестве удерживали чернила.
Китайские кисти подразделяются по размерам на маленькие, средние и большие, бывают и очень большие, по длине ворса на короткий ворс, средний и длинный. Так же кисти подразделяются по жесткости, это зависит от разновидности волоса шерсти животных. Кисти бывают жесткими, мягкими и комбинированными.

У нас продаются, в большинстве своём китайские кисти, они делятся на три группы:
Мягкие кисти (янхао)
Обычно для изготовления таких кистей используют волоски из шерсти козы или овцы, иногда и кроличий мех. Когда такую кисть окунают в жидкость, она становится очень мягкой. Мягкими кистями рисуют цветы, животных, листья, в общем, тогда когда надо использовать широкие мягкие линии. Такие кисти представлены у нас, в основном, из козы. Писать такими кистями, практически невозможно. Или очень крутые профи, для новичков они не подходят.

Жесткие кисти (ланхао)
Для их изготовления требуются жесткие волоски колонка, это красивый пушистый зверек с гибким и тонким телом. Так же волоски изготовляют из волос лошадей, барсуков, медведей и оленей, но такие дороже. Жесткими кистями хорошо прорисовывать мелкие и тонкие детали картины, например скалы, горы или мех животных. Поэтому их и используют в традиционной китайской живописи в стиле гунби. У нас на этикетке пишут шерсть волка, насколько это волк? Проверить невозможно. Ага, выяснила по японски - желтый волк это и есть колонок. Такие кисти лучше мягких, но тоже не рекомендуются для новичков.

Комбинированные кисти (цзяньхао)
Достоинства мягких и жестких кистей сочетают в себе комбинированные кисти. Их делают из разных сочетаний мягких и жестких волос шерсти животных. Логично у нас это коза+волк. Самые подходящие кисти для начинающих, особенно если они подходящей длины. Кисти не должны быть короткими, сильно длинными тоже. Очень большая кисть нужна для больших произведений. Очень маленькой кистью сложно научиться правильно писать.
По пропорциям рабочей части кисти разделяются на имеющие удлиненный ворс, средний ворс, короткий ворс и множество прочих подразделов.
Кисти из козьего меха
Кисти из козьего меха отличаются мягкостью и податливостью. Они больше подходят для каллиграфических стилей с плотными, сочными линиями. Их козьего меха изготавливают средние кисти, а также большие кисти для написания крупных иероглифов.
Первая кисть, которую берет в руки ученик, начиная заниматься каллиграфией, непременно сделана из козьего меха и имеет длинный тонкий ворс. Только научившись управляться с податливым и мягким ворсом, он может переходить к кистям из других материалов.
Кисти из козьего меха прекрасно подходят для стилей чжуань, лишу и многих школ кайшу.
Кисти из колонка
Кисти из колонка более жесткие. Они предназначены для каллиграфических стилей с более тонкой, «пресной» проработкой черт.
Колонковые кисти бывают как малыми, так и средними и большими. Кроме каллиграфии они широко применяются в китайской живописи.
Кисти из колонка хороши для стилей цаошу, синшу и некоторых стилей кайшу, например, для поклонников стиля каллиграфа Чу Суй-ляна.
Заячьи кисти
Кисти из заячьего меха отличаются большой жесткостью и прекрасно подходят для каллиграфии и живописи. Эти кисти довольно редкие и дорогие.
На их изготовление используют мех дикого зайца; лучше всего подходит особый вид зайцев, водящихся в провинции Аньхой. Крупных заячьих кистей, как правило, не изготавливают. Обычно такие кисти применяются для написания маленьких иероглифов в стиле кайшу.
Другие типы кистей
Кисти из куриного пуха
Для изготовления кистей берутся перья и пух с грудки белой курицы. Этот вид чрезвычайно редок и непрост в обращении. Изготавливаются подобные кисти, как правило, на заказ. В продаже иногда можно встретить смешанный тип кистей — мех колонка и куриный пух, но подобные кисти тоже довольно редки.
Кисти из гривы дикой лошади
Настоящие кисти такого рода весьма редки. Часто под этим названием появляются крупные кисти из меха козы или т.п. с очень длинным ворсом.
Кисти из крысиного меха
Так называемые «кисти из крысиного меха» еще более жесткие, чем заячьи. На самом деле для их изготовления употребляется не мех крысы, а мех одного специального вида дикого зайца. Настоящий крысиный мех не подходит для производства кистей.
Кисти из свиной щетины
Свиная щетина сама по себе чрезвычайно жесткая, поэтому при производстве кистей ее специально расщепляют. Тем не менее кисти из свиной щетины все равно остаются самыми жесткими и очень редки в употреблении.
Кисти из растительных волокон
В этот подраздел входят кисти из тростника или бамбука, специально расщепленных на отдельные волокна каменными молотками. Чрезвычайно жесткий и неудобный вид кисти, иногда применяется только для написания очень крупных иероглифов.
Выбор кисти
Выбор кисти чаще всего сугубо индивидуален и сообразен каллиграфическому стилю, привычкам и особенностям данного каллиграфа и т.п. Начинающим лучше ориентироваться на недорогие кисти из козьего меха с длинным ворсом. Кисть можно брать чуть больше, чем величина иероглифов, для которых она предназначена, но никогда нельзя поступать наоборот: для написания маленьких иероглифов вполне Можно использовать кисть среднего размера, но нельзя писать большие иероглифы маленькой кистью.
Выбор и уход
Когда будете выбирать кисти, особо обратите внимание на волоски. Дело в том что как правило рабочая часть двух частей, из внешней и внутренней, волоски каждой из частей должны быть ровно подстрижены.
Интересный факт. Даже в наше время полностью механизировать процесс изготовления кистей невозможно из-за уникальной специфики. Волоски, из которого состоит пучок, собирается в ручную. Что бы окончательно придать изделию законченный вид пучок берут в рот и вращают языком, сжав губами, чем придают упругость и округлость.
Ручки изготавливаются из недорогих пород дерева или бамбука, на конце часто делают петельку, подвесив за которую кисть оставляют для просушки. Ведь после каждого использования её надо мыть с мылом, тщательно прополоскать и просушить. Перед употреблением в первый раз новые кисти надо замочить в воде на несколько минут, так как их пропитывают крахмальным раствором. При сушке кисть надо держать в подвешенном, вертикальном кончиком вниз, состоянии пока она полностью не высохнет. Колпачок для транспортировки не следует одевать, пока кисть полностью не высохнет

Итак вначале было слово, а в каллиграфии вначале четыре драгоценности.
Первая драгоценность - кисть, вторая - бумага, третья - тушь и четвёртая - тушечница.
Драгоценность первая - кисть!

Каллиграфия (shodo "путь письма") - искусство красивого письма. Японские дети изучают каллиграфию в начальной школе. Необходимых принадлежностей для каллиграфии больше, чем четыре.

Shitajiki - мягкий коврик, циновка, на которую кладут бумагу, что бы остаток туши впитывался в неё.
Bunchin - пресс папье. Тяжёлая металлическая пластинка или палочка для прижатия бумаги во время письма.
Hanshi - специальная бумага. Она должна обладать гигроскопичностью, исторически это рисовая бумага.
Fude - Кисть. Обычно это две кисти, большая для письма и маленькая дла написания имени художника.
Suzuri - тушечница или чернильница. Обычно делается из камня. В ней растирают или наливают тушь.
Sumi - тушь. Исторически это была твёрдая сажа, полученная из древесины.
Сегодня речь о Fude - первой драгоценности учёного мужа.
"Правильная" кисть кисть должна была иметь большую упругость, округлую форму, не растрепанные волоски и аккуратный острый кончик. Изготовление кисти было довольно кропотливым занятием, и изготовлялась она в семьдесят этапов. Имелось более двухсот видов кистей, для каждого стиля живописи или письма, иногда на кисти пишется стиль или тип иероглифов, для которого она предназначена. Что бы кисти хорошо впитывали жидкость, их делали из волосков шерсти зайца, козла или колонка. Такие кисти хорошо и в достаточном количестве удерживали чернила.
Китайские кисти подразделяются по размерам на маленькие, средние и большие, бывают и очень большие, по длине ворса на короткий ворс, средний и длинный. Так же кисти подразделяются по жесткости, это зависит от разновидности волоса шерсти животных. Кисти бывают жесткими, мягкими и комбинированными.

У нас продаются, в большинстве своём китайские кисти, они делятся на три группы:
Мягкие кисти (янхао)
Обычно для изготовления таких кистей используют волоски из шерсти козы или овцы, иногда и кроличий мех. Когда такую кисть окунают в жидкость, она становится очень мягкой. Мягкими кистями рисуют цветы, животных, листья, в общем, тогда когда надо использовать широкие мягкие линии. Такие кисти представлены у нас, в основном, из козы. Писать такими кистями, практически невозможно. Или очень крутые профи, для новичков они не подходят.

Жесткие кисти (ланхао)
Для их изготовления требуются жесткие волоски колонка, это красивый пушистый зверек с гибким и тонким телом. Так же волоски изготовляют из волос лошадей, барсуков, медведей и оленей, но такие дороже. Жесткими кистями хорошо прорисовывать мелкие и тонкие детали картины, например скалы, горы или мех животных. Поэтому их и используют в традиционной китайской живописи в стиле гунби. У нас на этикетке пишут шерсть волка, насколько это волк? Проверить невозможно. Ага, выяснила по японски - желтый волк это и есть колонок. Такие кисти лучше мягких, но тоже не рекомендуются для новичков.

Комбинированные кисти (цзяньхао)
Достоинства мягких и жестких кистей сочетают в себе комбинированные кисти. Их делают из разных сочетаний мягких и жестких волос шерсти животных. Логично у нас это коза+волк. Самые подходящие кисти для начинающих, особенно если они подходящей длины. Кисти не должны быть короткими, сильно длинными тоже. Очень большая кисть нужна для больших произведений. Очень маленькой кистью сложно научиться правильно писать.
По пропорциям рабочей части кисти разделяются на имеющие удлиненный ворс, средний ворс, короткий ворс и множество прочих подразделов.
Кисти из козьего меха
Кисти из козьего меха отличаются мягкостью и податливостью. Они больше подходят для каллиграфических стилей с плотными, сочными линиями. Их козьего меха изготавливают средние кисти, а также большие кисти для написания крупных иероглифов.
Первая кисть, которую берет в руки ученик, начиная заниматься каллиграфией, непременно сделана из козьего меха и имеет длинный тонкий ворс. Только научившись управляться с податливым и мягким ворсом, он может переходить к кистям из других материалов.
Кисти из козьего меха прекрасно подходят для стилей чжуань, лишу и многих школ кайшу.
Кисти из колонка
Кисти из колонка более жесткие. Они предназначены для каллиграфических стилей с более тонкой, «пресной» проработкой черт.
Колонковые кисти бывают как малыми, так и средними и большими. Кроме каллиграфии они широко применяются в китайской живописи.
Кисти из колонка хороши для стилей цаошу, синшу и некоторых стилей кайшу, например, для поклонников стиля каллиграфа Чу Суй-ляна.
Заячьи кисти
Кисти из заячьего меха отличаются большой жесткостью и прекрасно подходят для каллиграфии и живописи. Эти кисти довольно редкие и дорогие.
На их изготовление используют мех дикого зайца; лучше всего подходит особый вид зайцев, водящихся в провинции Аньхой. Крупных заячьих кистей, как правило, не изготавливают. Обычно такие кисти применяются для написания маленьких иероглифов в стиле кайшу.
Другие типы кистей
Кисти из куриного пуха
Для изготовления кистей берутся перья и пух с грудки белой курицы. Этот вид чрезвычайно редок и непрост в обращении. Изготавливаются подобные кисти, как правило, на заказ. В продаже иногда можно встретить смешанный тип кистей — мех колонка и куриный пух, но подобные кисти тоже довольно редки.
Кисти из гривы дикой лошади
Настоящие кисти такого рода весьма редки. Часто под этим названием появляются крупные кисти из меха козы или т.п. с очень длинным ворсом.
Кисти из крысиного меха
Так называемые «кисти из крысиного меха» еще более жесткие, чем заячьи. На самом деле для их изготовления употребляется не мех крысы, а мех одного специального вида дикого зайца. Настоящий крысиный мех не подходит для производства кистей.
Кисти из свиной щетины
Свиная щетина сама по себе чрезвычайно жесткая, поэтому при производстве кистей ее специально расщепляют. Тем не менее кисти из свиной щетины все равно остаются самыми жесткими и очень редки в употреблении.
Кисти из растительных волокон
В этот подраздел входят кисти из тростника или бамбука, специально расщепленных на отдельные волокна каменными молотками. Чрезвычайно жесткий и неудобный вид кисти, иногда применяется только для написания очень крупных иероглифов.
Выбор кисти
Выбор кисти чаще всего сугубо индивидуален и сообразен каллиграфическому стилю, привычкам и особенностям данного каллиграфа и т.п. Начинающим лучше ориентироваться на недорогие кисти из козьего меха с длинным ворсом. Кисть можно брать чуть больше, чем величина иероглифов, для которых она предназначена, но никогда нельзя поступать наоборот: для написания маленьких иероглифов вполне Можно использовать кисть среднего размера, но нельзя писать большие иероглифы маленькой кистью.
Выбор и уход
Когда будете выбирать кисти, особо обратите внимание на волоски. Дело в том что как правило рабочая часть двух частей, из внешней и внутренней, волоски каждой из частей должны быть ровно подстрижены.
Интересный факт. Даже в наше время полностью механизировать процесс изготовления кистей невозможно из-за уникальной специфики. Волоски, из которого состоит пучок, собирается в ручную. Что бы окончательно придать изделию законченный вид пучок берут в рот и вращают языком, сжав губами, чем придают упругость и округлость.
Ручки изготавливаются из недорогих пород дерева или бамбука, на конце часто делают петельку, подвесив за которую кисть оставляют для просушки. Ведь после каждого использования её надо мыть с мылом, тщательно прополоскать и просушить. Перед употреблением в первый раз новые кисти надо замочить в воде на несколько минут, так как их пропитывают крахмальным раствором. При сушке кисть надо держать в подвешенном, вертикальном кончиком вниз, состоянии пока она полностью не высохнет. Колпачок для транспортировки не следует одевать, пока кисть полностью не высохнет

@темы: каллиграфия